Почему не стоит бояться гаджетов !?
Тема гаджетов в современной жизни одна из самых противоречивых и вызывает много сильных эмоций. Принято считать, что время у экранов надо беспощадно ограничивать, несмотря на то, что гаджеты используются и для самообразования, дают возможность расширить и углубить интересы. Да, они могут занимать важное место и в жизни ребенка. Есть несколько причин, почему не стоит бояться гаджетов.
Человек, занимающийся самообучением, сам выбирает, что и как изучать. Во все более популярном сегодня семейном образовании родители предоставляют детям множество способов и инструментов для изучения. Такое образование построено на том, чтобы дать как можно больше вариантов и свободы в обучении. Случается, что детям позволено выбирать из очень ограниченного круга предметов и возможностей. Именно запрет гаджетов закрывает доступ к самому большому окну в мир.
Кроме игр, которые иногда очень неплохо способствуют обучению, ребенок может создавать собственные странички и блоги, искать ответы на любые вопросы (двадцать лет назад не было такого объема доступной информации), общаться с друзьями, вступать в сообщества людей, которые делятся опытом и интересами. Ко всему этому сложно получить доступ без гаджетов. Современная жизнь тесно связана с новыми технологиями, знакомые в интернете становятся друзьями в реальной жизни, на многие встречи и события приглашения рассылаются через интернет, важные открытия – от глобальных научных исследований до личных повседневных наблюдений – опубликованы в интернете.
Иногда люди готовы горой стоять за детство без экранов: «Разве ты не видишь, к чему это ведет?» – «Вижу. К новым возможностям».
И пока многие убеждены, что есть серьезные научные доказательства плохого воздействия экранов на детей (спасибо псевдонаучным исследованиям для желтой прессы), в реальности все куда сложнее. По большей части страх экранов оказывается старым добрым страхом всего нового. Влияние современных технологий на человека до конца не изучено, и все же наблюдается склонность оценивать это влияние через страх, а не науку.
Существует представление, что если одни пользователи неплохо уживаются с гаджетами, то другие становятся безнадежно зависимыми, если их строго не контролировать. Термин «зависимость» любят употреблять в любой ситуации: ценящему полный контроль приписывают невроз и навязчивое состояние, быстро устающему ставится какое-нибудь расстройство в качестве диагноза, проводящему у экрана «больше, чем можно» времени втирают про зависимость. Любая деятельность может быть доведена до крайности, но выделять зависимость от видеоигр как одно из самых опасных расстройств без серьезных исследований по этому поводу нерезонно. И пока родители жаждут сделать за детей правильный выбор, в конечном счете, дети будут сами делать свой выбор относительно всего. Так не лучше ли научить их самоорганизации? А если цель – самоорганизация, то наверняка имеет смысл позволить детям как можно больше выбирать самостоятельно до того, как им придется столкнуться с этим во взрослом возрасте. Чтобы научить делать правильный выбор, нужно позволить выбирать, а не заставлять следовать инструкциям.
Интернет – самое большое хранилище информации, аналогов которому не было за всю историю человечества. Учитывая это, странно ограждать детей от гаджетов. Что касается «просто» игр на компьютере, приставке или телефоне, то критики обходят стороной их позитивный аспект. В зависимости от жанра игры могут улучшить пространственно-зрительное восприятие, краткосрочную и долгосрочную память, способность удерживать в памяти большее число элементов, критическое мышление, навык решения проблем, скорость реакции, навык общения.
Самая распространенная картинка в головах противников гаджетов – прилипший к экрану зомби, не реагирующий на окружение, – не отображает действительность. Игры, видео, социальные сети, блоги и что угодно еще – экранное время это чаще всего время общения.
В семейном образовании принято осуждать недостаток социализации. То есть страх о том, что дети не обмениваются мнением и опытом со сверстниками. Интернет же предоставляет такую возможность, не привязывая при этом ребенка к конкретному учреждению. В культуру включаются (помимо реальных, осязаемых вещей) виртуальные площадки, YouTube каналы, видеоигры, социальные сети и блоги. Находить единомышленников и друзей со всей планеты – одно из преимуществ интернета.
Конечно, упор можно делать и на процветающие в интернете расизм, сексизм, гомофобию и так далее. Мудрый взрослый может использовать это как способ научить критически оценивать информацию, побуждать к дискуссиям, рассматривать такие понятия в реальности.
Главное правило: не презирать и не бояться детских увлечений. Если позволить детям иметь собственные интересы, они будут попробовать сначала одно, потом другое, и пусть кому-то это покажется скучным и пустым. Со стороны сложно увидеть, что дают подобные интересы человеку. Если бы они были действительно бессмысленными, человек бы не увлекался. Задача родителя вовлечься, попытаться разделить эту привязанность, тогда ему откроется скрытый смысл этих увлечений. Если обесценивать чужие интересы, можно лишиться возможности заглянуть в мир ребенка, разрушить зарождающуюся связь.
Девушка проводит бесконечно много времени, листая Фейсбук, просматривая видео или читая длинные статьи. Она сама для себя отмечает, что сидит уже слишком долго, ноги затекли, и следовало бы лечь спать пораньше, или неплохо бы прогуляться, пока солнце еще не зашло. Это ее собственные решения, последствия долгого времени у экрана она действительно ощущает. (Сравните с наказаниями, которые родители и считают «последствиями».)
Научить самодисциплине – значит дать случиться реальным последствиям.
Есть большая разница между родителями, вмешивающимися в реальные проблемы, и родителями, самовольно устанавливающими запреты, чтобы почувствовать контроль и предотвратить вероятные проблемы в будущем. Есть разница между «Ты уже слишком долго играешь, давай займемся чем-нибудь другим» и жестким ограничением экранного времени до двух часов в день. Есть разница между решением не давать двухлетке слишком увлекаться видеоиграми и решением полностью запретить доступ к целой категории игр и развлечений.
Когда автоматически решено, что гаджеты хуже любого другого времяпровождения, возникают множество ненужных конфликтов: гаджеты и книги, гаджеты и игры на улице, гаджеты и семейное время. Гаджеты стали запретным плодом: чем больше запрещают, тем больше хочется. Противопоставленные таким образом «хорошие» интересы стали восприниматься как обязанность.
Суть в том, что в запрете экранов часто звучит фальшь. Например, родитель весь день проводит, уткнувшись в телефон или компьютер, и читает при этом нравоучения о пользе прогулок. Чтобы привить любовь к прогулкам, чтению, учебе, родителю следует самому получать от них удовольствие. Если мы ставим общество и семью как действительно важные вещи, нужно научиться их ценить вместе.